Как знакомить ребенка с космосом?
https://umnazia.ru/blog/all-articles/detjam-pro-kosmos
Особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
https://www.art-talant.org/publikacii/7391-osobennosti-razvitiya-poznavatelynogo-interesa-detey-starshego-doshkolynogo-vozrasta
(перейти по ссылке)
Консультация
для родителей:
"Как
легко учить стихи с ребенком"
Приятно, когда ребенок с
удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией.
Но что делать, когда надо выучить
стихотворение обязательно (задали в садике, дома к празднику и так далее), а
ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»?
Ребенок может
отказываться под разными предлогами: «Я не смогу», «Я не хочу», или просто без
объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания,
как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо
запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от
информационной перегрузки.
В этом случае помогают
несколько маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется,
надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, — соглашаемся мы, —
учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной
повторяй». Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно
только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за
вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.
Следующий шаг — выяснить, есть ли в
стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это
довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо
вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза.
Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и
привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу).
Когда все непонятные
слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая
строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту
строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка
запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется
легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две
строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две
строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно
для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.
Ну а если и такой способ
не помогает и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру:
надо взять ребенка так, как берет нас реклама — бесконечным повторением.
Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя.
Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз будет уже
лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной-две строчки, в
зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с
выражением, передавая интонациями настроение стиха.
Можно брать игрушки и
устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» —
пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет
повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце
концов ребенок включится в игру. Многократное повторение — оружие мощное.
Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс
запоминания пройдет незаметно для него самого.
Тут есть одна очень
важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день.
Неделя — вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное
стихотворение.
Кстати, этот метод
заучивания известен с древних времен. Называется он «система накопления».
Именно его использовали индусы и другие народы при передаче своих священных и
философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого
малого, постепенном прибавлении и частом повторении.
Повторение здесь очень важно, потому
что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление.
Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что
каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется
выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память
ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые
предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в
день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.
Несколько рекомендаций
1. Чтобы ребенку учить
стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически
организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки.
Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они
сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К
тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и
понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием
будет их повторять.
2. Чтобы стихотворение
училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм
стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и
так далее.
3. Для заучивания
стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик
ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую
строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со
стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае
ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в
момент, когда мяч оказывается у него в руках.
4. Чтобы для ребенка
рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять
рифмованные словечки, например: кисуля-раскисуля, «ах, какое блюдо, понравится
даже верблюду», Антошка-картошка, «иди на горшок — получишь семечек мешок»,
«кашка для Сашки» и т. д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут
постоянно их использовать в общении с ребенком.
5. Можно нарисовать стихотворение вместе
с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших
зарисовок. Такой приём называется «Мнемотехника»
Консультация для родителей
«Разучивание стихотворений
с помощью мнемотехники»
"Учите ребенка каким -
нибудь
неизвестным ему пяти словам
-
он будет долго и напрасно
мучиться,
но свяжите двадцать таких
слов с
картинками, и он их усвоит
на лету".
К. Д. Ушинский
Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений
вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих
успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем
мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение
информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть
заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким
образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает
время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
-развитие основных психических процессов - памяти, внимания,
образного мышления;
-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную
и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование
опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей,
превращает занятие в игру.
Детям младшего дощкольного возраста трудно сразу уловить информацию
через мнемотаблицу, поэтому с ними удобно работать через мнемодорожки.
Мнемодорожка несет информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых
порах обучения.
В более старшем возрасте для заучивания каждого стихотворения совместно
с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу.
Этапы работы над стихотворением:
1. Мама или папа выразительно читает стихотворение.
2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.
Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3.Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку
уяснить основную мысль.
4.Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в
доступной для ребенка форме.
5.Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет
ее с опорой на мнемотаблицу.
6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и
формированию связной речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий